Что-то частенько пишу о ДИ-боксах, уже можно отдельную рубрику открывать 🙂 Но я не выбираю специально о чем писать — что приносят, то и описываю. В этот раз принесли на небольшое обслуживание два прибора, примерно одного класса и назначения, многоканальные рэковые директ-боксы, Alto DI4 и Behringer Ultra-DI PRO Di800. (вообще как по мне — странная вещь рэковый ди-бокс: как правило ди-боксы размещают по сцене поближе к источникам сигнала. Но вероятно кому-то удобен и такой вариант, раз его выпускают).
Итак первый, 4-х канальный professional direct-box Alto DI4.
На передней панели 4 группы органов контроля и управления:
Есть две кнопки аттенюации (ослабления) входного сигнала по -20dB каждая, также кнопка усиления +20dB, 8-ми разрядный индикатор выходного сигнала, кнопка переворота полярности выхода (подписана правда phase), кнопка отключения 1-го пина выходного разъема от «земли» прибора GND LIFT (если кто не знает — иногда помогает побороть фон, причина которого кроется в лишних/недостающих соединениях «земельных» проводов в цепи приборов), и даже кнопка, включающая low-pass фильтр (обрезка спектра сигнала выше 8КГц. Вероятно, это можно использовать как своего рода комбоэмулятор, или для подавления ВЧ помех.
Заднюю панель почему-то не сфотографировал — там находится выходной XLR, входной Jack 1/4″, запараллеленный ему еще один jack, и даже XLR вход (небалансный 🙂 ). Ну, само собой разумеется, перечисленных разъемов 4 группы.
Вид внутри:
Сразу видна интересная не совсем приятная особенность — трансформатор питания один. Одна, общая вторичная обмотка питает четыре диодных моста, со своими фильтрующими конденсаторами и стабилизаторами на 78L24.
Насколько такое решение обеспечивает корректную развязку каналов по питанию? Ну, не знаю, не знаю….
На плате видны «кубики из фольги» — под ними действительно трансформаторы:
Месторасположение их в схеме не исследовал. Но вероятно где-то в звуковой цепи, производитель смело может утверждать «настоящая трансформаторная развязка аудиосигнала».
Больше в принципе ничего странного и интересного, усиление сигнала, индикация и т.д. выполнены с применением обычных ОУ общего назначения:
Перейдем к второй части — Behringer Ultra DI Pro Di800 (Да, вот такое длинное «про» название прибора, написанное по традиции Беринджера на верхней крышке:
Забегая наперед: в схеме питания тут целых два отличия. Во-первых, можно питать прибор от источника фантомного питания по выходному кабелю. Во вторых — сетевой трансформатор тут явно «трушнее» (правильнее), и содержит 8 вторичных обмоток — по числу каналов.
Передняя панель также функционально отличается:
Кроме кнопок управления, на переднюю панель вынесены входные гнезда Jack 1/4″, дублирующие их Link, а также промежуточный выход после предусилителя — Unbal out. Где удобнее разместить входные гнёзда: спереди или сзади — сильно зависит от области применения прибора, и однозначно сказать нельзя.
Органы управления поближе:
Как видно, кнопка ослабления только одна, но зато сразу -30dB 🙂 Также есть возможность усиления сигнала, на те же +20dB, также есть возможность «отрыва земли» Gnd Lift. Индикации уровня сигнала нет, Hi-cut тоже. Нажатые кнопки подсвечиваются (у Alto тоже — забыл упомянуть).
На задней панели ряд из 8-ми выходных XLR:
ну, и разъем под шнур питания естественно 🙂
Плата, размещенная в передней части прибора, крепится традиционным для Behringer способом с использованием полосок гибкого пластика и двустороннего скотча:
На плате те же обычные ОУ, трансформаторов нет 🙂
Ах, да, стабилизацией питания тут занимается такой же 78L24:
Вот такие вот приборчики. Оба кстати немного фонят при отсутствии сигнала на входе — вероятно связано с высокоомностью входов и наличием в тракте усиления. Может быть стоило бы использовать входные разъемы, закорачивающие вход при не вставленном коннекторе. С другой стороны это необязательное усложнение (удорожание) весьма бюджетных приборов, без которого можно и обойтись — ты по идее либо используешь канал, либо мьютируешь.